|
История Лядского погоста
На территории современного Плюсского района располагались земли пяти древних погостов новгородской земли: Которского , Вельского, Хмерского , Лядского, Лосицкого. Возможно, что возникли они не одновременно, а в течение 10-11 веков в результате постепенного заселения осваиваемых пойменных и лесных земель. Расселение словен в бассейне Плюссы осуществлялось с территории Верхней Луги. Первой была заселена будущая территория Которского погоста, а уже в 40-х годах 10 века городище Которска было превращено в административный центр — Которский погост. Можно предположить, что в Которске был и местный культовый центр — языческое капище, где стояли идолы и приносились жертвы. Вообще же, русское слово «погост» аналогично чешскому слову «погостина» — съезжее место. На погосте могло быть и поселение, но здесь мог быть и только окружной центр.
В результате продвижения славян вниз по течению Плюссы возникли и другие погосты. Достаточно взглянуть на карту плюсских погостов, чтобы убедиться в направлении славянской колонизации. Вельский и Хмерской погосты находятся у своих восточных границ, а сами территории погостов вытянуты в направлении на северо-запад. Таким образом, переселенцы в 10-11 веках сначала основали окружной центр — погост, а затем осваивали территорию округа, менее удобную для занятий сельским хозяйством.
Освоив бассейн Плюссы, основав погосты в Лядах и Лосицах, славянское население двинулось дальше на запад и во второй половине 11 века начало колонизацию восточного побережья Чудского озера — «Гдовщины».
Погост Ляды находится в 212 верстах от Петербурга,75 от Гдова. Назван по месту положения ровному, окруженному « лядами », т.е. запущенными пашнями, заросшими молодым лесом. Приход Лядский – один из древнейших в здешней местности. Он существовал, когда по р. Луге и Плюсе были раскинуты Новгородские поселения. А это было, по крайней мере в 14 –ом веке.Лядская церковь или Лядские церкви несомненно уже существовали в 15 веке.
|
|
Карта Лядского погоста |
В писцовых книгах за 1501 г. сказано так: «что погост Ляцкий расположен по среднему течению р. Плюссы и ее правому притоку р. Яни и граничит с погостами: Лосицким, Прибужским, Щелецким, Бельским и Хмерским». А в 1584 г. по Володимировым книгам Безобразова с товарищами приписано два храма: Преображенье Спасово и Николы Чудотворца, обе церкви деревянные. В 1590 г. храм Николы Чудотворца был сожжен литовскими воинами. «И всего въ Ляцком погосте за помещиком живущего села 27 деревень, да 12 деревень пустынь, да 37 пустошей, а въ нихъ два двора помещиковы, да 7 дворовъ людскихъ, да 38 дворовъ крестьянских, да 6 дворовъ бобыльскихъ». В 17 веке из прихода были выделины три «выставки» : в Глебовой Горке, Боброве и Заяньи . Глебогорская церковь сгорела в 1804 году и не возобновлялась, а Бобровская сгорела в 1944 году. В Лядском погосте было около 10 «выстовок» ,некоторые из их в последствии переросли в самостоятельные приходы : Заянья, Ктины, и Боброво и Ляды . В настоящее время действующим остаются только Заянье и Ляды .
Храмы были :
Село Боброво ,1571 г. церковь Иоанна Милостивого и церковь Николая Чудотворца, в 1592 г. сожжены немцами, 1612 г. церковь Иоанна Богослова, 1748 г. Троицкая церковь,
Троицкий храм с. Боброво ( сожгли во время войны в 1944 г.) |
Село Заянье : 1584 г. церковь Покрова и церковь свят. .Николая сожжены литовцами в 1590 г. 1678 г. построена церковь свят. Николая .
Заянье церковь свят. Николая ( фото 1967г.)
|
( фото 2005 г. )
|
Село Игомель: 1498 г.церковь Егория Великого и церковь свят. Николая сожжены литовцами в 1592 г. 1678 г. поставлена часовня.
|
|
Часовня в с . Игомель
|
Село Ктины : 1573 г. церковь Дмитрия Солунского и церковь Сергия Радонежского сожжены немцами в 1612 году .1628 г. церковь Дмитрия Солунского В 1702 г. перестроена. 8 мая 1871 г. освящена новая каменная церковь Дмитрия Солунского .
По данным священника о. Александра Милославского, 1869 год, церковь Святителя Николая находилась примерно там ,где сейчас находится Храм Вознесения Господня, на старом кладбище .В 16 веке была построена Преображенская церковь.В 1721 году церковь была переделана заново и просуществовала до 1859 года. В 1860 перестроена заново. Большую помощь в строительстве храма оказала семья помещика генерал-адьютанта А.М.Веригина и супруги его О.Я. Веригиной ,они постоянно благоукрашали храм .
В 1866 г. священник церкви о. Александр Милославский открыл у себя на дому школу и сам преподавал в ней . 6 января 1873 г. было отслужен молебен и освящено здание Лядского духклассного училища . Так же действовала одноклассная церковно-приходская школа
Свидетельство об окончании церковно-приходской школы (1889 г.)
|
В Советское время храм Преображения Господня в с. Ляды был закрыт и превращен в клуб, во время Великой отечественной войны он был открыт немцами в 1942 году. В справке 2-го секретаря Псковского РК ВКП(б) В.Акатова начальнику оперативной группы при Военном совете Северо-Западного фронта А. Асмолову говорится: "...Немцы открыли Троицкий собор и все другие церкви города. Срочно под женский монастырь переоборудуется Мирожский монастырь". В отчёте командования партизанского движения о деятельности отряда с 13 июля 1941г. по 26 октября 1942г. указывается: "С приходом немцев сразу же приступили к открытию церквей. Были открыты церкви Заянская, Бобровская, Ктинская, а также Лядский клуб (бывшая церковь) превращен в церковь. Служил в нем священник Псковской духовной миссии иеромонах Лин (НИКИФОРОВ Леонтий Никифорович)., и протоиерей о. Федор Иванович Михайлов . После освобождения в 1944 году Митрополитом Григорием , был назначен священник Козлов Дмитрий Иванович, 19. 09. 1944 г. служил до 16.12 . 1945 г., переведен в Заянье ,так как Преображенская церковь в февраля 1945 г. взята под клуб , служить ему в храме не дали и он совершал только требы на дому. И храм снова был превращен в сельский клуб.
храм Преображения Господня ( сельский клуб )
|
В 2002 году игуменом о.Романом был зарегистрирован приход храма Вознесения Господня , произведен ремонт здания детского садика и в нем стали совершать богослужения и требы .С мая 2004 г. исполняющим обязанности настоятеля назначен о. Вениамин Крашенинников. В 2005 г. началось строительство храма Вознесения Господня ,В феврале 2006 года храм поставлен под крышу и в нем стали проходить богослужения. Храм освящен 11 февраля. С марта 2006 г. священником храма Вознесения Господня назначен о.Александр Тимофеев. С января 2007 г. назначен настоятелем о. Александр Тимофеев .
В 1899 в приходе состояли Лядский погост, деревни: Катчина Гора, Новая, Лог, Филимонова Гора, Баранова Горка, Заруденье, Малое Голубско, Струйско, Выползово, Дворец, Высоко, Рубско, Большой и Малый Сворец, Гнилостица, Самокраж, Новогоща, Опалево, Харламова Гора (376 дворов, 1400 мужчин, 1536 женщин).
В 1916 году в приходе было 8 часовень. Сейчас в приходе 2 часовни : 1.Троицская часовня в д.Ореховно ( бывшая д. Боброво) на месте Троицского храма, освящена на Троицу в 2006 г. 2. в д. Полуяково часовня святых муч. Флора и Лавра.
Часовня св. муч. Флора и Лавра д. Полуяково
Троицкая часовня в с. Ореховно « Боброво» освящена на Троицу в 2006 г
.
В приходе так же имеется Ильинский святой источник, в народе до революции его еще называли «царский колодец».
Ильинский источник
В Ильинскую пятницу был крестный ход от Ильинской часовни на источник. От Ильинской часовни ( д. Матвеевка, сейчас это ул. Матвеевская в с. Ляды) сейчас остались одни развалины , часовня существовала до 80 годов прошлого столетия.
Ильинская часовня
Школа совместно с Приходом планирует восстановить часовню, святой источник и возродить крестный ход в Ильинскую пятницу.
Из святых на приходе особо почитали : пророка Илию, Святителя Николая, святых мучеников Флора и Лавра, великомученицу Параскеву и святого великомученика Дмитрия Солунского. В Ильинскую пятницу был крестный ход и ярмарка..
А также почитается святой преподобный Александр Свирский, икона которого с частичкой его мощей находится в храме Вознесения Господня .
Преподобне отче Александре ,моли Бога о нас !
|